Правильность применения рыночных цен и своевременная подготовка документации в области трансфертного ценообразования является важной частью соблюдения налогового законодательства.

Соответствие применяемых цен рыночным пристально контролируется налоговыми органами и компаниям важно ответственно подходить к вопросам трансфертного ценообразования при разработке методики определения соответствия цен контролируемых сделок рыночному уровню. Надлежащее ценообразование и документирование внутригрупповых сделок в соответствии с правилами и законодательством является обязательным условием для управления налоговыми рисками. 

 

Сделки, подлежащие контролю:

  1. внешнеторговая сделка со взаимозависимым лицом (в том числе через посредника без существенных функций, рисков, активов), если цена сделки:
    • более 2 млн руб. - для крупных плательщиков (необходимо составление документации);
    • более 400 тыс. руб. - для всех плательщиков за исключением крупных (необходимо составление экономического обоснования);
  2. внешнеторговая сделка с резидентом оффшорной зоны, если цена сделки:
    • более 400 тыс. руб. – для всех плательщиков (необходимо составление экономического обоснования);
  3. сделка по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, совершенная со взаимозависимым юридическим лицом - налоговым резидентом Республики Беларусь (в том числе через посредника без существенных функций, рисков, активов), которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль, если цена сделки:
    • более 2 млн руб.– для крупных плательщиков (необходимо составление экономического обоснования);
    • более 400 тыс. руб. – для всех плательщиков за исключением крупных (необходимо составление экономического обоснования);
  4. сделка, совершенная со взаимозависимым лицом (в том числе через посредника без существенных функций, рисков, активов), с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения, по реализации или приобретению недвижимого имущества (его части), жилищных облигаций:
    • для всех плательщиков (необходимо составление экономического обоснования);
  5. внешнеторговая сделка по реализации или приобретению стратегических товаров, если сумма сделки более 2 млн. руб.:
    • для всех плательщиков (необходимо составление документации).

С 1 января 2021 года в соответствии с НКРБ скорректированы критерии и подходы к контролю трансфертных цен:

  • часть сделок исключены из групп контролируемых (сделки белорусских организаций с владельцами международных систем платежных расчетов VISA, MasterCard, American Express в случае, если владельцы таких платежных систем зарегистрированы в оффшорной зоне);
  • расширен перечень случаев, когда не требуется составлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены (по сделкам, прибыль от которых освобождена от налога на прибыль, и если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 10 процентов от суммы 2 000 000 белорусских рублей (без учета НДС, акцизов), но которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок);
  • уточнен состав документации и экономического обоснования примененной цены;
  • упрощен порядок подбора и расширен перечень источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен;
  • изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности: определение указанных диапазонов теперь осуществляется исходя из квартилей.

 

Таким образом, если сделки, осуществляемые компанией, являются контролируемыми, обязанностью плательщика является:

  1. представить документацию при проведении налоговых проверок по сделкам, предусматривающим составление документации, но не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены анализируемые сделки;
  2. представить по запросу налогового органа экономическое обоснование примененной цены по анализируемым сделкам, предусматривающим составление экономического обоснования;
  3. информировать налоговый орган об осуществляемых сделках, подлежащих контролю, путем внесения сведений о ней в электронный счет-фактуру и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур в установленный законодательством срок.

 

Чем мы можем помочь?

Мы готовы сопроводить вашу компанию на всех стадиях работы с вопросами трансфертного ценообразования и оказать методологическую и практическую поддержку в вопросах подготовки необходимой документации. Это поможет своевременно предпринять шаги, направленные на предотвращение налоговых рисков, выработать системный подход к применению ТЦО в вашей организации.

 

Услуги в области трансфертного ценообразования:

  • диагностика наличия контролируемых сделок;
  • проведение функционально-рискового анализа, выбор метода ТЦО;
  • подготовка экономического обоснования/ документации по ТЦО;
  • подготовка/ обновление сравнительного исследования;
  • адаптация документации по ТЦО, подготовленной на групповом уровне, под требования белорусского законодательства;
  • анализ вероятности рисков ТЦО при использовании определенных бизнес-моделей и разработка рекомендаций по их снижению;
  • разработка политики установления трансфертных цен во внутригрупповых сделках;
  • оказание консультационных услуг в области ТЦО, в том числе, с привлечением специалистов из офисов Grant Thornton других стран (при необходимости).

 

Для получения консультации или заказа услуг свяжитесь с нами или отправьте запрос:

M +375 29 107 66 02 (Viber, WhatsApp, Telegram)

T +375 17 308 70 85

Отправить запрос на услуги

Опыт и экспертиза в области трансфертного ценообразования, основанная на международной практике
Свяжитесь с нами info@by.gt.com M +375 29 107 66 02