Global Reach

RU EN
Китай

Один пояс – один путь

Почти пять лет назад мир осознал всю серьёзность намерений китайский компаний в стремлении расширить географию своего бизнеса – в 2013 году состоялся анонс глобальной экономической инициативы, получившей название «Один пояс – один путь».

Потенциал интернационального проекта, который затронет не только Азию, но и Ближний Восток, Европу и Африку, оценивается в $1 трлн, а своё участие в проекте уже подтвердили 68 стран и международных организаций.

Китайская экономика занимает второе по величине место в мире, хотя по показателю ВВП на душу населения Китай занимает 79-ю строчку в рейтинге МВФ за прошлый год – по соседству с Доминиканской Республикой и Ираком.

Если заявленные в программе цели будут достигнуты, значение новых торговых маршрутов, соединивших Китай с остальным миром, сложно переоценить. Реализация стратегии позволит Китаю продвигать, в первую очередь, свою готовую продукцию по мере того, как точки производства постепенно переносятся в Камбоджу, Вьетнам и другие страны Азиатско-тихоокеанского региона.

Но если преимущества маршрутов для китайских компаний очевидны, то каким образом остальные участники рынка могут получить прибыль от столь масштабного проекта? И какую тактику им следует выбрать, устанавливая отношения с китайским бизнесом?

Новые возможности

По условиям программы инвестиции будут направлены, в первую очередь, на развитие сети железных дорог, строительство портов и электростанций непосредственно вдоль самих торговых путей. Такие логистические проекты должны привлечь внимание локальных инвесторов, так что современному бизнесу следует поскорее задуматься над теми возможностями, которые им предоставляет китайская инициатива. Конечно, если местные компании намерены вступить в следующую главу эры глобальной торговли.

Один пояс - один путь

«Программа «Один пояс – один путь» – это огромные возможности роста. Как бы то ни было, без глубокого понимания того, как следует работать с Китаем и его представителями, местный бизнес и даже глобальные корпорации рискуют упустить хорошую возможность для сотрудничества. Профессиональные консультации от экспертов в своей области в таких случаях всегда приносят результат в ближайшей и среднесрочной перспективе», – отмечает Xu Hua, исполнительный директор Grant Thornton China.

Толчок для СНГ

Регион, который однажды уже был свидетелем подобного притока инвестиций, – это Содружество Независимых государств, территория которого разделяет Китай и страны Европы. Гурген Акобян, региональный лидер Grant Thornton International в СНГ и Монголии, отметил тот факт, что объём торговли СНГ с Китаем приближается к отметке в $100 млрд в год.

«Самый большой сегмент торговли с СНГ приходится на Россию – это поставки нефти и газа. «Но инвестиции направляются и в другие страны Содружества, —говорит г-н Хакобян. – Китай начал проявлять активность в этом регионе около 5 лет назад. В Центральной Азии он финансировал горнодобывающую и строительную отрасли, но постепенно увеличивал объем инвестиций и в западном направлении, и сейчас достиг Беларуси. Кстати, недавно было выделено $3 млрд на возведение логистического комплекса для транспортировки товаров из Китая в Европу».

Гурген Акобян добавляет, что Казахстан является одним из основных выгодоприобретателей от китайских инвестиций в Евразию. К 2016 году китайско-казахские двухсторонние торговые отношения достигли отметки в $7,87 млрд, заняв второе место после товарооборота с Россией ($66,1 млрд). Нефтегазовая отрасль играет доминирующую роль – прогноз по экспорту нефти из Казахстана составляет +50% уже к 2020 году. Существенная его доля будет направлена на удовлетворение растущих потребностей китайской экономики, поэтому Казахстан намерен обеспечить поставку 22 млн тонн нефти в год, что почти вдвое превышает текущий уровень в 12,1 млн тонн.

Присутствие Китая отмечается во всех странах СНГ. Например, в Узбекистане в 2016 году было зарегистрировано более 700 узбекских компаний с китайским капиталом. Впоследствии страны укрепили сотрудничество, подписав пакет двухсторонних торговых соглашений и экономических инициатив, обеспеченных финансированием в $6,3 млрд, включая предоставленные Китаем инвестиции, займы и грантовые программы на общую сумму в $2,7 млрд.

Пути развития

Но насколько легко фирмам будет воспользоваться предоставленными преимуществами? «Это не так просто, как может показаться, - отмечает Джонатан Гелдарт, исполнительный директор по развитию рынков (Большой Китай). – В первую очередь, существуют культурные отличия, так как нам нужно учиться, как правильно себя вести и как общаться с компаниями из Китая – важную роль играет поведение бизнес-партнёра. Вторым важным моментом является их понимание принципов деловых отношений. И, конечно же, нельзя забывать о языковом барьере. К счастью, Grant Thornton International обладает целой командой специалистов, готовых проконсультировать бизнес о возможностях, предлагаемых в рамках программы «Один пояс – один путь».

«Даже сильные, устойчивые компании, которые тщательно планируют выход на новый рынок, понимают, что Китай – это шаг в неизвестность. Отсутствие опыта работы с заокеанским бизнесом зачастую препятствует быстрой реализации планов, – подчёркивает Панос Водинас, глава Grant Thornton China Europe Business Group (CEBG). – Независимо от того, собирается китайская компания инвестировать в Европу или европейский бизнес готовится работать в Китае, вам нужно будет чётко обозначить себя стратегически. Вы должны понимать специфику и сложность огромного китайского рынка. И теперь вы можете обратиться к нашему опыту, которым мы готовы делиться с клиентами здесь, в CEBG.»

Для стран СНГ программа, безусловно, является знаковым событием. «Исторически мы являем собой транзитный коридор в торговых отношениях между Китаем и Европой, а теперь СНГ стало и одним из этапов программы «Один пояс – один путь», – говорит в завершение г-н Акобян. – Это огромные возможности, и мы уже работаем с представительствами Grant Thornton в СНГ, помогая нашим локальным офисам оказывать услуги, которые будут способствовать реализации данной инициативы».

 

Полный текст статьи (англ.)

 

Узнать больше о китайских инвестиционных программах вы можете, обратившись к нашим экспертам:

jonathan.geldart@gti.gt.com, ann.yu@cn.gt.com, gurgen.hakobyan@gti.gt.com или panos.vodinas@eu.gt.com.

 

Пять советов для работы с китайскими партнёрами

5 советов для работы с китайскими партнёрами

Инфографика
Download PDF [ 1585 kb ]